пятница, 30 мая 2014 г.

Год почти спустя...

Кажется что сто лет уже ничего не писал здесь, хотя иногда хотелось... Но дела, дела, дела... Год - много или мало - не знаю - но это время кое-что обдумать и прийти к определенным выводам... Формирование учебной мотивации, создание условий для развития личности... Громко и красиво... Если учитывать, что личность стремится к развитию... А если нет??? Что тогда??? Тогда, точно - громко и красиво - но бесполезно...
В чем тогда миссия учителя современной школы, чему учить, и нужно ли учить? А может просто начинать с себя? 

воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Встреча с великими людьми (Воспитай ребенка гением!!!)

Дорогие друзья!!! Сегодня с великой радостью хочу представить Вам настолько интересный материал, который не только стоит посмотреть и послушать, но еще и понять и по возможности внедрить. Это конечно сугубо субъективное мнение, но все таки...
Сегодня я хочу "представить" Вам двух наиболее любимых своих учителей, - это Владимир Довгань и Шалва Александрович Амонашвили, причем парадоксально то, что сегодня они собрались вместе. Причинно не буду ничего пояснять и давать оценку, приведу только несколько фраз и высказываний великого педагога современности Шалвы Амонашвили:
- Кто умеет допускать, тот творит. Без допущения творчество убивается;
- Начиная растить (обучать) детей, возложите на них самый большие надежды;
- Родители кричат, значит они не воспитаны для воспитания детей;
- Воспитательная мудрость, видимо, находится не в книгах, а в нас самих.
И еще много-много крылатых высказываний будут встречены вами на этом видео-семинаре, и уверен, что каждый из вас найдет для себя полезное, не только как учитель, но и как родитель и просто ЧЕЛОВЕК. Итак, встречаем:



среда, 20 марта 2013 г.

Европейская неделя "Выходи в Интернет!" в Беларуси не обошла и гимназистов города Волковыска


С 18 по 24 март 2013 года в Беларуси во второй раз проводятся мероприятия Европейской Недели «Выходи в Интернет!» Get Online Week»), которая проходит в более чем 50 странах. За 7 дней более чем 200 000 человек в Европе впервые воспользуются возможностями глобальной сети Интернет, а также усовершенствуют свои умения в области коммуникации и информации.
Поддержать акцию решили и учащиеся 9«В» класса гимназии №2 г. Волковыска во главе с классным руководителем Александром Анатольевичем Личиком. Кроме 16 ребят, на мероприятии присутствовали и педагоги гимназии и представители администрации, которые активно откликнулись на приглашение учеников.



В Беларуси координатором Недели «Выходи в Интернет!» является Республиканское общественное объединение «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО», которое избрало девиз «Интернет для всех поколений». Мероприятия Недели делают особый акцент на молодежи и пожилых людях.
Потому, мероприятие проходило в форме тренинга под названием «Мои возможности в сети и не только» и имело направленность больше на молодежную аудиторию. В самом начале тренинга участникам было предложено определиться с понятиями «гражданин» и «гражданственность», а так же выбраны стратегии и способы самовоспитания этих качеств у молодежи. Далее ребята сделали вывод, что человек, имеющий активную гражданскую позицию, обязательно имеет стремление к саморазвитию, самообразованию и действует на благо своего государства и общества, планируя свою деятельность «с целью» (!!!  несомненно, конструктивной).



Были выбраны стратегии развития гражданственности:
1.     Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.
2.     Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.
3.     Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.
4.     Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Далее участники спроектировали «портрет» современного успешного человека и гражданина, и пришли к выводу, что наиболее ценными качествами/компетенциями успешного человека являются умение организовать конструктивные взаимоотношения и коммуникацию, а так же умение презентовать себя и свои мысли. Участники практически хором выразили свое мнение, что интернет, как никакой другой ресурс на сегодняшний день активно помогает в этом через организацию функционирования собственных сайтов и блогов.

Практический этап тренинга был посвящен обучению проектирования личных блогов участников, раскрытию секретов конструирования блога. Так же был сделан акцент на выбор домена и хостинга, раскрыты некоторые секреты успешного продвижения личного блога, а так же детально рассмотрен процесс подбора контента блога. Каждый участник был поставлен в позицию проектировщика, который в конце тренинга имел некоторую структуру личного блога. Ребята и взрослые обменялись мнениями, после чего совместно на основе методики «Стихотворение на листе» был спроектирован блог 9 «В» класса гимназии №2 г. Волковыска.


На этапе рефлексии, участники высказали свои впечатления и пожелания:
«У меня есть свой блог в виде личного дневника, но до сегодняшнего дня я и не представляла, что с помощью блога можно собрать круг единомышленников…»
Зезюля Вероника, учащаяся
«Я не хочу создавать свой блог, но для себя подчеркнул, что в будущей профессиональной деятельности он может сослужить отличную службу…»
Маржало Сергей, учащийся
«Не знаю. Создам ли я свой блог сегодня или в скором времени, но мне очень понравилось проектировать его, а так же очень понравилась идея создания блога класса. Особенно важно на сегодняшнем тренинге лично для меня то открытие, что в мире только и ждут нашей активности и инициативности как от граждан нашего государства, ведь так приятно быть услышанной на международном уровне, стать участником акций, которые проходят в то же время во многих заведениях мира.»
Шопик Елизавета, учащаяся
«Я решил, что именного сегодня расскажу и попытаюсь научить некоторым фишкам интернета свою маму, предварительно представив ей тот факт, что она является участницей Европейской недели «Войди в интернет!» в Беларуси. Я осознал для себя, что я могу что-то сделать для окружающих и поддержать такой отличный проект».
Гончаревич Олег, учащийся
Несомненно, было еще много отзывов, особенно интересно то, что и педагоги высказывали свои пожелания научиться работать с интернетом, овладеть некоторыми его возможностями.


Подводя итог, могу, как модератор данного действа, сказать, что лично для меня мероприятие «удалось». Я получил много положительных эмоций, достигнув цели, которую перед собой ставил на этапе планирования и проектирования – донести до сознания участников понимание того, что они могут сделать то, во что поверят, и чем «загорятся».
Выражаем огромную благодарность национальному координатору  Европейской недели «Выходи в интернет!» в Беларуси (Владимир Александронец) и Республиканскому общественному объединению «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО» за предоставленные материалы и информационную поддержку при подготовке тренинга.

Официальная страница проекта: http://vk.com/club51101959 

воскресенье, 17 марта 2013 г.

Куда идем? К чему приходим?

Восточные психологи говорят о том, что современная цивилизация делает все возможное, чтобы ребенок шел "не туда", ориентируя на антиприродную направленность...
Встретившись с этим комментарием, а кстати говоря, цитировал его не безызвестный всем г-н Рами Блект, на одном из своих семинаров, я кое о чем задумался.

 Современные реалии таковы, что мы больше ориентированы на технологии, а тем более компьютерные и иные технические средства обучения (так называемые ИКТ) как никогда не пестрят в арсенале только, наверное, ленивых учителей... А что за этим всем стоит?
За этим стоит маленький человек, который, зачастую не может спросить у такого же малыша, как его зовут... Но вот на кнопки тискать у него получается прекрасно, да и в сетях социальных у него не одна сотня друзей!?!?!?
                                     
(к сожалению, автора фототворения не знаю)
И тогда задумываешься, а может не применять сегодня ИКТ на уроке, может (пусть даже отругают), вывести ребят на природу (хоть минут на 30 - больше в урочных рамках нет возможности), ведь тема-то, тема, - "Вода в природе"... Или организовать дискуссию, вместо просмотра фильма или презентации?
Соображаешь, что так будет лучше, и... действуешь... 
И вот они, уставшие и обозленные на обыденность глазки, светятся, раскрываются ( :) Что значит, дохнуть свежего воздуха!!!), и оказывается, что много вокруг ребятки просто не замечали, не знали, не видели, а это многое - это все то, что нас окружает. А оказывается вода не только в кране, озере и лужах... (здесь додумайте сами :)).А оказывается кроме воды, песка, ветра в природе есть еще много чего интересного.
В этом ключе, вспоминается опыт великого педагога В.А. Сухомлинского, его школы под открытым небом, его мастерские, его труд на природе "во благо":
"Природа, неисчерпаемый источник мысли, школа развития, умственных способностей. Не пассивное умиление, а действенное, активное познание как творчество - вот та активная сфера деятельности, где находится неисчерпаемый источник умственного обогащения и развития"
В.А. Сухомлинский ("Сердце отдаю детям")

пятница, 15 марта 2013 г.

Обиды и козни... Зачем тратить время?


Иногда на душе бывает немного мерзопакастно, а причина, по большому счету, мало известна. Но, зачастую, это скорее всего некая застарелая обида, или иная несуразица. Что же, в этом случае есть решение, как поднять и вернуть себя к нормальному мировосприятию  а тем более это необходимо тем, кто много времени проводит с людьми...
Не смог удержаться, чтобы не поделиться с вами, полученной сегодня информацией... Читаем и наслаждаемся, а по возможности распространяем эту статью... [Материал интернет-ресурса http://vk.com/club_roditelej]

Обиделись? Тогда распечатайте этот текст, подходите к зеркалу и громко читайте с выражением!

                                     

"Я такой важный индюк, что не могу позволить, чтобы кто-то поступал согласно своей природе, если она мне не нравится. Я такой важный индюк, что если кто-то сказал или поступил не так, как я ожидал – я накажу его своей обидой. О, пусть видит, как это важно – моя обида, пусть он получит ее в качестве наказания за свой "проступок". Ведь я очень, очень важный индюк! Я не ценю свою жизнь. Я настолько не ценю свою жизнь, что мне не жалко тратить ее бесценное время на обиду. Я откажусь от минуты радости, от минуты счастья, от минуты игривости, я лучше отдам эту минуту своей обиде. И мне все равно, что эти частые минуты, сложатся в часы, часы – в дни, дни – в недели, недели – в месяцы, а месяцы – в годы. Мне не жалко провести годы своей жизни в обиде – ведь я не ценю свою жизнь. Я не умею смотреть на себя со стороны. Я очень уязвим. Я настолько уязвим, что я вынужден охранять свою территорию и отзываться обидой на каждого, кто ее задел. Я повешу себе на лоб табличку «Осторожно, злая собака» и пусть только кто-то попробует ее не заметить! Я настолько нищ, что не могу найти в себе каплю великодушия – чтобы простить, каплю самоиронии – чтобы посмеяться, каплю щедрости – чтобы не заметить, каплю мудрости – чтобы не зацепиться, каплю любви – чтобы принять. Ведь я очень, очень важный индюк!" 

                                                                                        Ошо.



понедельник, 4 марта 2013 г.

Разговор по душам

Относительно недавно, занимаясь подведением промежуточных итогов деятельности нашей группы педагогов в рамках инновационного проекта, натолкнулся на мысль, а что если нам  все полученные результаты и прогнозы объединить и посмотреть на итоговый результат. И оказался прав. Итоговый материал имел вид преогромнейшей таблицы, где были четко видны  результаты проделанной работы, послужившие и предпосылками к новым начинаниям. 
Но это была лишь точка зрения учителей. А что по этому поводу думают сами виновники всей этой деятельности? Вот здесь и родилась мысль и спросить у них самих. Изначально, честно сказать, не рассчитывал на результат. Но все-таки рискнул.
Собрав несколько десятков будущих выпускников вокруг себя, попросил высказать мнение о том, кто такой успешный ученик, считают ли они себя успешными, какие действия они могут предпринимать в рамках своего существующего положения, дабы поддерживать и развивать в себе стремление к еще большему совершенствованию, а у тех, которые не совсем считают себя таковыми, появилось это качество? Но и самый главный вопрос, что должен делать учитель, чтобы мотив к учению не иссякал, а только развивался...
О, много было сказано, оказывается, вспоминая свой вчерашний пост - наши дети не только все впитывают как губка, - но и умело подмечают наши промахи. Разговор получился, как говорится "по душам", но итог был такой: во первых, по их мнению, педагог не должен навязывать свой предмет (Где-то мы это уже слышали :)), а должен заинтересовать, но не только применением различных презентаций, видео и т.д., а своей личностью, умением общаться и ценить своих слушателей. Педагог должен отказаться от нотаций и нравоучений, и стать в большей мере психологом... (Здесь думайте сами, что ребята имели ввиду...). Эта мысль полностью совпадает с постулатами Восточной психологии: "После 15-17 лет не рекомендуется навязчивым образом поучать подростка, так как это, зачастую, приводит к враждебности."
Вот и получилась цельная картина двух сторон, несомненно, что здесь указана только сотая доля прошедшего разговора, несомненно, что выводы обобщены. Но как известно, "устами младенца глаголет истина".

воскресенье, 3 марта 2013 г.

Гляжусь в тебя, как в зеркало...


Сегодня я решил продолжить обещанную серию статей, находясь под впечатлением от прослушанного и просмотренного семинара. Несомненно, всю информацию я пропускаю сквозь призму своей педагогической деятельности, пытаясь ответить параллельно себе на вопрос: "Как эти знания могут послужить мне и тем, кто рядом, и как, а главное, в каком виде, я могу их применить."
Несомненно, что очень часто у нас, учителей, опускаются руки, несомненно, что иногда мы ощущаем взлеты радости и творческого вдохновения. Но, почему-то последнее бывает по статистике довольно не часто.
Возникает закономерный вопрос - ПОЧЕМУ!!! Причем на фоне все большего "засилия" информационных и других технологий, методов и методик и иных радостей, результат почему-то нас мало устраивает. И кто  в этом виноват??? :)
Я не буду давать ответ на свой вопрос, дабы не обижать общественность, сохраню некоторую коллегиальность. Но вот, что по этому поводу думаю я сам: Дети довольно четко чувствуют нас, взрослых. Уверен, что многие встречались с таким явлением, когда они безошибочно предсказывали действия того-либо иного учителя, еще только подходящего к школе... Забавно???  Несомненно забавно...
А теперь давайте подумаем, если я, или иной учитель, вхожу в класс с мыслью: СКОРЕЕ БЫ ЭТОТ УРОК/УРОКИ ЗАКОНЧИЛСЯ... и т.д. и т.п. Ученик, обладая еще большей проницательностью, думает по меньшей мере точно так же. И здесь уже не до знаний, не до творчества и полета...
Вы поняли, к чему я клоню. Рами Блект на своем семинаре (да и не он один) высказал фразу, которая многое мне сделала понятным: "Ребенок все впитывает как губка, начиная с вашего  вида..."
Уверен, что комментарии здесь излишни... Быть может, зачастую, мы злимся от того, что видим нереализованного себя в наших детях???