Мудрец проводя время со
своими учениками взял стеклянный сосуд и наполнил его камнями, каждый не менее
трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил учеников, полна ли банка?
Ответили: «Да, полна». Тогда учитель открыл банку горошка и высыпал её
содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место
между камнями. Ещё раз спросил студентов, полна ли банка? Ответили: «Да,
полна». Тогда мудрец взял коробку, наполненную песком, и высыпал его в банку.
Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз спросил он учеников, полна ли банка? Ответили и на этот раз однозначно:
«Да, она полна». Тогда из-под стола учитель достал кружку с водой и вылил её в
банку до последней капли, размачивая песок. Ученики смеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы
Вы поняли, что банка — это Ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи Вашей жизни:
семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы Ваша жизнь
всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек
— это вещи, которые лично для Вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок
— это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется
места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в Вашей жизни, если
тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших
вещей. Занимайтесь тем, что Вам приносит счастье: играйте с Вашими детьми,
уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы
поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь,
прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите Ваши
приоритеты: остальное — это только песок. Тогда одна ученица подняла руку и
спросила, какое значение имеет вода? Учитель улыбнулся. — Я рад, что Вы
спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать Вам, что, как бы ни
была Ваша жизнь заполнена, всегда ещё есть немного места для праздного
безделья.
В моей деятельности получилось так, что
какие дела бы я не начинал, они всегда имели названия, а самым распространенным
названием был Эльбрус - Химический Эльбрус, Школьный Эльбрус, Проектный
Эльбрус... По началу - это были просто названия, но однажды меня осенило - ведь
все, с чем мы сталкиваемся в жизни и есть Эльбрус - та гора, на которую нам
следует подняться. Воспитание человека - это тоже Эльбрус.
На первую самую крутую гору ведем ребят
именно мы - педагоги, кто, как ни мы, даем первые орудия и приспособления для
поднятия которые окрыляют и помогают в пути. Чему должны мы научить этих
юных путников? Знаниям? Тогда знаниям о чем? Деятельности? Тогда деятельности
какой? На эти и многие подобные риторические вопросы пытался ответить и я с
самого начала моей педагогической деятельности.
И вот к какому выводу я пришел. Личность
учителя, как в зеркале, отражается в личности и жизни ученика. У каждого из нас
с вами был тот первый учитель, к которому хотелось бежать со всех ног, в
которого верили и которого боготворили. Чему учил он? Предметным знаниям?
Теоремам и правилам? 99 % в зале ответят что нет - он учил нас быть ЧЕЛОВЕКОМ.
Но каким? Человеком ищущим, делающим и развивающимся...
Если жизнь человека - сосуд, в который
что-то можно класть, то перво-наперво необходимо вооружать этот сосуд
жизненными ценностями - прививать любовь к Родине, Семье, людям в целом,
показать ценность дружбы и верности, любви и доверия. Скептики теперь скажут,
ну и как это, показать... Знаете как учат финансистов отличать поддельные
деньги? Очень просто - они долгое время держат в руках и изучают настоящие...
Ведь тот, кто познал настоящее, с легкостью определит подделку...
И я твердо уверен, -
первый Эльбрус, который необходимо помочь покорить ребенку - это любовь, любовь
к себе, окружающим, миру, людям. О первооснове любви говорится и в Книге Книг в
послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не
раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все
покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не
перестает…»
Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;
Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть
недоверчивым;
Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть
врагов;
Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать
других;
Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;
Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;
Но в то же время:
Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть
терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью – учится быть
справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить
любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть
ответственным за свои решения.
И это камни жизни.
Создавать их и вкладывать нелегко, но без этого весь наш труд не имеет
смысла...
Базисным камнем своей деятельности считаю
и личностное развитие. Технологии личностного развития, направленные на
самопознание себя, своего места в обществе, мире, жизни в целом. Они дают
знания о самом важном на земле - знание о себе. Обладать знаниями - значит быть
свободным от страха, невежества и темноты
И еще один камень,
который необходимо положить в сосуд жизни ребенка – это развитие, постоянное
стремление к новому. Не для кого уже не секрет, что ключевой компетентностью человека 21
века является способность к обучению, с использованием инноваций. Необходимо
учить ребят, учиться вместе с ними, искать, находить, приобретать, но только
быть рядом. Современный мир - это мир информации и ИКТ-технологий. Украсьте
свою деятельность этими инновационными возможностями – и перед вами откроются
совершенно иные горизонты.
Мое педагогическое кредо выражается в
словах великого деятеля нашей эпохи - Стива Джобса: “Оставайтесь ищущими...
Оставайтесь мудрыми...” Я желаю все своим детям только одного - искать,
познавать, развиваться, и никогда не останавливаться, и стараюсь как можно
четче в своей жизни и деятельности придерживаться выбранной стратегии.
По мнению ученого В.М. Лизинского
“настоящий учитель умеет возвысится и возвысить воспитанников к пониманию
своего места и роли в жизни, умеет разумно игнорировать безумство эпохи,
втягивая детей в свет вечного, прекрасного.”
Каждому учителю в школе
необходимо определиться и понять: он терпит и отбывает в школе определенное
время, или осознает важность своего предназначения? Я уверен, что от учителя,
от школы, от образования зависит уровень жизни общества. Только для этого и
учитель и школа должны понимать, что каждый ученик выбирает свой Эльбрус,
педагог сопровождает его восхождение, но приходит время и свои Эльбрусы
покоряют уже новые ученики. И пусть они будут ищущими, “голодными и
безрассудными в своем поиске истины”.
У меня часто спрашивают, а
бывают неудачи у Вас, Ваших учеников, ведь жизнь из черно-белых полос? Я
отвечаю словами Дорит Голандер: «Жизнь не зебра из черных и белых полос, а
шахматная доска, где будущее зависит от умелого хода сейчас...”
Руки тонкие ювелира
Драгоценный шлифуют
алмаз,
Чтобы маленьким сувениром
Человеческий радовать
глаз
Или каменщика на стройке
Дом возводят кирпич к
кирпичу,
Руки сильные руки ловкие,
Не о них я сказать хочу.
Не в руках и не в камне
дело,
Если глубже на то
посмотреть,
Чтобы души красивые
делать,
Надо доброе сердце иметь.