вторник, 25 декабря 2012 г.

А началось все очень давно...

Наверное каждый из нас в голове часто прокручивает фразу о том, что нужно развивать свои слабые стороны? И мы все это понимаем, понимаем, что это хорошо и, что так надо... И мало кто задумывается... А зачем... 
Практически любой человек пытался, например, учить английский, или овладеть методологией скоростных вычислений... Но все безрезультатно. Да и ребятам в классе мы говорим: смотри, вот великий спортсмен, а вот ты... Или что-то в этом роде... 
А задумывались ли мы о том, чем обладаем в самом деле? Биологи говорят, что каждый человек - уникальный образец творения природы (и лично я уверен, что не только ее), и каждый из нас обладает от рождения определенным талантом, который, зачастую, мы пытаемся скрыть и принимаем это как несущественное и само собой разумеющееся.
Может хватит, и пора пересмотреть себя... да-да..., со стороны уникальности. Каждый из нас уникален по природе, и каждый имеет свои "наборы" черт и качеств, которые только стоит развить... И понеслось...
И может нам, учителям, в первую очередь нужно помогать развивать эти качества - сильные - а только потом, легко и ненавязчиво, если это будет нужно, перейти к последующим??? Дилемма. Но скорее всего в ней есть зерно истины...


четверг, 20 декабря 2012 г.

Моя "трудовая" философия...


Мудрец проводя время со своими учениками взял стеклянный сосуд и наполнил его камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил учеников, полна ли банка? Ответили: «Да, полна». Тогда учитель открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз спросил студентов, полна ли банка? Ответили: «Да, полна». Тогда мудрец взял коробку, наполненную песком, и высыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз спросил он учеников, полна ли банка? Ответили и на этот раз однозначно: «Да, она полна». Тогда из-под стола учитель достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок. Ученики смеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы Вы поняли, что банка — это Ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи Вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы Ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для Вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в Вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что Вам приносит счастье: играйте с Вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите Ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда одна ученица подняла руку и спросила, какое значение имеет вода? Учитель улыбнулся. — Я рад, что Вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать Вам, что, как бы ни была Ваша жизнь заполнена, всегда ещё есть немного места для праздного безделья.
В моей деятельности получилось так, что какие дела бы я не начинал, они всегда имели названия, а самым распространенным названием был Эльбрус - Химический Эльбрус, Школьный Эльбрус, Проектный Эльбрус... По началу - это были просто названия, но однажды меня осенило - ведь все, с чем мы сталкиваемся в жизни и есть Эльбрус - та гора, на которую нам следует подняться. Воспитание человека - это тоже Эльбрус.
На первую самую крутую гору ведем ребят именно мы - педагоги, кто, как ни мы, даем первые орудия и приспособления для поднятия которые  окрыляют и помогают в пути. Чему должны мы научить этих юных путников? Знаниям? Тогда знаниям о чем? Деятельности? Тогда деятельности какой? На эти и многие подобные риторические вопросы пытался ответить и я с самого начала моей педагогической деятельности.
И вот к какому выводу я пришел. Личность учителя, как в зеркале, отражается в личности и жизни ученика. У каждого из нас с вами был тот первый учитель, к которому хотелось бежать со всех ног, в которого верили и которого боготворили. Чему учил он? Предметным знаниям? Теоремам и правилам? 99 % в зале ответят что нет - он учил нас быть ЧЕЛОВЕКОМ. Но каким? Человеком ищущим, делающим и развивающимся...

Если жизнь человека - сосуд, в который что-то можно класть, то перво-наперво необходимо вооружать этот сосуд жизненными ценностями - прививать любовь к Родине, Семье, людям в целом, показать ценность дружбы и верности, любви и доверия. Скептики теперь скажут, ну и как это, показать... Знаете как учат финансистов отличать поддельные деньги? Очень просто - они долгое время держат в руках и изучают настоящие... Ведь тот, кто познал настоящее, с легкостью определит подделку...

И я твердо уверен, - первый Эльбрус, который необходимо помочь покорить ребенку - это любовь, любовь к себе, окружающим, миру, людям. О первооснове любви говорится и в Книге Книг в послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»

Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;
Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;
Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;
Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;
Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;

Но в то же время:
Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.
И это камни жизни. Создавать их и вкладывать нелегко, но без этого весь наш труд не имеет смысла...
Базисным камнем своей деятельности считаю и личностное развитие. Технологии личностного развития, направленные на самопознание себя, своего места в обществе, мире, жизни в целом. Они дают знания о самом важном на земле - знание о себе. Обладать знаниями - значит быть свободным от страха, невежества и темноты

И еще один камень, который необходимо положить в сосуд жизни ребенка – это развитие, постоянное стремление к новому. Не для кого уже не секрет, что ключевой компетентностью человека 21 века является способность к обучению, с использованием инноваций. Необходимо учить ребят, учиться вместе с ними, искать, находить, приобретать, но только быть рядом. Современный мир - это мир информации и ИКТ-технологий. Украсьте свою деятельность этими инновационными возможностями – и перед вами откроются совершенно иные горизонты.

Мое педагогическое кредо выражается в словах великого деятеля нашей эпохи - Стива Джобса: “Оставайтесь ищущими... Оставайтесь мудрыми...” Я желаю все своим детям только одного - искать, познавать, развиваться, и никогда не останавливаться, и стараюсь как можно четче в своей жизни и деятельности придерживаться выбранной стратегии.
По мнению ученого В.М. Лизинского “настоящий учитель умеет возвысится и возвысить воспитанников к пониманию своего места и роли в жизни, умеет разумно игнорировать безумство эпохи, втягивая детей в свет вечного, прекрасного.”
Каждому учителю в школе необходимо определиться и понять: он терпит и отбывает в школе определенное время, или осознает важность своего предназначения? Я уверен, что от учителя, от школы, от образования зависит уровень жизни общества. Только для этого и учитель и школа должны понимать, что каждый ученик выбирает свой Эльбрус, педагог сопровождает его восхождение, но приходит время и свои Эльбрусы покоряют уже новые ученики. И пусть они будут ищущими, “голодными и безрассудными в своем поиске истины”.
У меня часто спрашивают, а бывают неудачи у Вас, Ваших учеников, ведь жизнь из черно-белых полос? Я отвечаю словами Дорит Голандер: «Жизнь не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска, где будущее зависит от умелого хода сейчас...”
Руки тонкие ювелира
Драгоценный шлифуют алмаз,
Чтобы маленьким сувениром
Человеческий радовать глаз

Или каменщика на стройке
Дом возводят кирпич к кирпичу,
Руки сильные руки ловкие,
Не о них я сказать хочу.

Не в руках и не в камне дело,
Если глубже на то посмотреть,
Чтобы души красивые делать,
Надо доброе сердце иметь.


суббота, 15 декабря 2012 г.

Жемчужины мысли...

Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;

Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;

Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;

Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;

Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;

Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;

Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;


Но в то же время:

Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;

Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;

Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;

Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;

Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;

Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;

Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.




пятница, 14 декабря 2012 г.

Интервью недалекой истории...


Александр Личик: я с оптимизмом 

смотрю на новое поколение

В городе Волковыске и районе живет много интересных, неординарных и талантливых людей, о которых мы ничего не знаем или просто не замечаем.  По мере возможностей мы пытаемся разыскать таких людей и рассказать о них на страницах нашего сайта.
_MG_8234
16 июня в гп.Зельва состоялся ежегодный областной фестиваль авторской песни «Новое поколение», на котором волковычанин Александр Личик занял второе место В связи с этим появился повод познакомиться с Александром и рассказать о нем нашим читателям.
Александр Личик родился в Свислочи, живет в Волковыске и работает в гимназии №2 учителем химии. Он согласился с нами пообщаться и рассказать о себе, о своем увлечении и работе.
- Александр, что для тебя музыка? Когда ты начал заниматься музыкой и писать песни?
- Музыкой я занимался с 6 лет в музыкальной школе. Сочинять песни и петь их под гитару начал в подростковом возрасте. Как и у любого подростка в ходу была любовная тематика, первая любовь и прочее. Затем я поступил в Гродненский университет и на время забыл о своем увлечении.
- Ты осознанно решил стать педагогом?
- Да, я решил стать учителем еще в детстве, родители не противились моему выбору. Став работать в школе, я стал заниматься туризмом, а туризм — это палатка, костер и, естественно, гитара. На турслетах, куда я ездил, проводились конкурсы песен. И тут я вспомнил о гитаре, вновь начал сочинять песни. Получалось. Два раза выигрывал конкурсы на областных слетах. Мое увлечение нравилось и окружающим, а также моим ученикам, у которых я вел химию, занимался с ними туризмом.
- Так что для тебя музыка — хобби или что-то серьезнее?
- Самое серьезное дело для меня — это работа в школе, это то дело, которое мне по душе. Песня — это увлечение, которое органично вписалось в работу, отдых и просто помогает. Мои сочинения нравятся и моим ученикам, некоторые из них сами учатся играть на гитаре и сочинять песни. Но серьезно заниматься этим я не планирую.
- Давай поговорим о детях. Старики, как обычно, сетуют на поколение NEXT, говорят, мол, развратная стала молодежь, все больше пьет пиво, водку, распустились. В интернете черти-чем занимаются. Пропала молодежь, нет цели в жизни. Ты как считаешь, они правы?
-  Может быть, когда я стану стариком — я и сам начну брюзжать что либо подобное. Сейчас я могу сказать, что школьники более целеустремленные, они чувствуют раскрывающиеся возможности, стараются не упустить их, правда, все делают это по своему, кто — хорошо, кто — плохо. Интернет расширил их кругозор, показал новые горизонты. Они более технически развитые, любой одинадцатиклассник во владении компьютерной техники может научить меня многому, хотя я тоже хорошо владею ПК.
Техника, интернет дает им новые возможности, но и таит для них опасность. Их нужно обучать работе во всемирной сети, но делать это затруднительно, так как они более продвинутые, учителя в данном плане отстают. Я на этих детей смотрю с оптимизмом.

"Самый классный классный..."

Участие в конкурсах профессионального мастерства способствует более динамичному развитию педагога-профессионала. В такие моменты, зачастую, начитаешь анализировать свою деятельность более детально. И реально понимаешь, а пройдено и сделано-то у же ооочень много. И невольно возникает вопрос - а что из этого много я могу показать людям?
Меня постигла та же участь - совсем скоро (меньше чем через неделю) мне предстоит держать ответ на конкурсе профессионального мастерства классных руководителей "Самый классный классный".
Несомненно, необходимо как более выгодно презентовать себя. Хочется поделиться с читателями некоторыми мыслями, а возможно услышать комментарии и пожелания.
В этом посте я хочу поделиться своим видением воспитательной работы в целом.
Картинки взята с сайта Волшебный сад
Человек приходит в мир, - совершается великое чудо, он не только материальное тело, он еще и ДУША. Как помочь этой маленькой душе найти свое место в жизни, как сделать так, чтобы ребенок думал, чувствовал, мыслил, осознавая свою великую роль, ниспосланную свыше?
Именно незнание и неприятие своей позиции творца своей же действительности и приводит к дисбалансу в душе. Поиск счастья вне себя, за границами своего мира, зачастую, приводит к падению...
Ключевая компетентность человека 21 века - обучение с использованием конструктивных инноваций. Полученные таким образом знания и опыт несомненно должны приводить к глобальным позиционным переменам в будущем.
Что мы, как учителя можем предложить ребенку. Несомненно веру, веру в то, что он не ограничен в своих возможностях, что он может...
Современный мир диктует свои правила, захлестывающие потоки информации, зачастую негативной, делают свое злое дело... Но человек на маленьком корабле уверенности в себе и в свое светлое предназначение не потеряет курс, доплывет, обязательно доплывет...
Мое глубочайшее убеждение, что педагог, как старший товарищ должен быть во всем примером для своих детей, но примером не возведенным на пьедестал  а идущим рядом, советующим, когда просят, и не вмешивающимся, когда учатся и ошибаются. 
Пусть наши дети ошибаются, пусть они делаю не так, как нам взрослым иногда хочется, но пусть они делаю, делают во имя чего-то.
Какие же инновации может и должен использовать классный руководитель в своей деятельности с детьми? В первую очередь - это погружение ребят в удивительный мир современных компьютерных технологий. Необходимо доказать ребятам, что компьютер и интернет - это не только общение, но и возможность учиться, познавать, контактировать, высказывать свое мнение, быть участником глобального сообщества, мнение которого может быть услышано. 
Параллельно в практику классного руководителя должны быть погружены технологии личностного развития, помогающие строить свое конструктивное будущее, но здесь надо быть крайне осторожным... Да это и так понятно...
Но самое главное, это любить себя и своих учеников, строить отношения на доверии и дружбе, раскрыть перед ними их же возможности и показать, что только лишь на предметной учебе возможности человека не должны ограничиваться. Ключевой фактор, способствующий формированию высоковостребованной личности, - это развитие. Пусть наши дети ищут, познают, находят и творят...
"Оставайтесь голодными... Оставайтесь безрассудными..." Стив Джобс





среда, 12 декабря 2012 г.

Сотрудничество с высококвалифицированной командой "Мой УНИВЕРСИТЕТ"

Начиналось все в теплое осеннее утро 2011 года...
Имея активную подписку на рассылку интернет-ресурса "Мой университет" (а кстати сказать, к тому времени я больше года занимался проецирование технологии модерации и активных методов обучения в свою педагогическую практику), и как всегда периодически то читая приходящие послания, то включая для них систему "ИГНОРа", я наткнулся на сообщение, о том, что команде требуются эксперты в объявленном конкурсе "Активные методы обучения а образовательном процессе 2" (проще и привычнее - АМО-2). Что ж, в таких делах не имея опыта, рискнул....
И... Приняли. Радостно конечно было, но и страшновато, я ж не имел опыта эксперта, а тем более международных конкурсов...

Зарегистрировался, зашел на форум.... И понеслось... Уроки, обсуждения, круглый стол по интересующим вопросам в контексте технологии модерации и активных методов обучения...
Занятий хватало. Но самое главное - это не сертификаты, полученные в результате конкурса, - это тот бесценный опыт, опыт эксперта, опыт модератора, а так же опыт общения с интереснейшими людьми - единомышленниками, открыто высказывающими свою точку зрения и свою позицию,  ведущими в непознанное и познающими неизведанное. 

вторник, 11 декабря 2012 г.

Фестиваль авторской песни

1. Провожала сына мать
2. Вой, Ветер!!!
Участие в обласном фестивале авторской песни было достаточно удачным для меня. Но, как говориться, самое "худшее" место - это второе и четвертое. У меня лучшее из двух "худших". Итак, почетное второе место!!!
Песни пишу давно, сам исполняю, и очень их люблю.